Подготовка к внедорожной экспедиции. Автомобильные радиостанции

Когда мы уедем, уйдем, улетим,

Когда оседлаем мы наши машины,

Какими здесь станут пустыми пути,

Как будут без нас одиноки вершины.

Лежит мое сердце на трудном пути,

Где гребень высок, где багряные скалы,

Лежит мое сердце, не хочет уйти -

По маленькой рации шлет мне сигналы.

Юрий Визбор

Всё, о чем будет рассказано ниже, это не теоретические знания или предположения, всё проверено не одним десятком джиперов на практике во множестве экспедиций. Статья имеет практическую цель - помочь в выборе раций и антенн для автомобильных путешествий. И, в первую очередь, она будет полезна тем, кто солидарен с братьями Стругацкими – «А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта».

Ну что ж, поехали!

I. О необходимости рации в авто путешествиях.

Любое автомобильное путешествие начинается задолго до того как мы садимся в машину и поворачиваем ключ на старт. Автомобильное путешествие вне дорог часто называется “Экспедиция”, и начинается она с тщательного планирования, подготовки и экипировки машины под прохождение маршрута.

Открыть новый путь, по которому никто никогда не проезжал, проехать там, где нет, и никогда не было каких либо дорог, каким бы одиночкой Вы себя не считали, на одной машине вряд ли удастся.

Прохождение сложного маршрута вне дорог предполагает оперативное взаимодействие всех участников экспедиции.

Общение по рации позволяет мгновенно скоординировать действия, когда требуется помощь других экипажей, а своевременный обмен информацией делает путешествие более безопасным.

Ты всегда в курсе происходящего на маршруте. Ты - не один.

Конечно можно и без рации, но, возможно, тогда самыми яркими впечатлениями от поездки будут повисшие в воздухе вопросы, которые Вы начнете себе задавать еще не выехав из города – «Почему стоим?» и «Зачем он туда поехал?».

Для людей, путешествующих на автомобилях, необходимость в радиосвязи очевидна.

II. Как пользоваться рацией?

Настраиваем рации во всех машинах на одинаковые частоты (каналы). Нужно что-то сказать - нажимаем кнопку передачи на тангенте и говорим, отпускаем и слушаем. Вот и вся наука.

Но, если серьезно, то хочется вот о чём -

Конечно, приятно ехать в колонне и общаться с другими экипажами, но основное назначение рации – информирование о нестандартных или опасных ситуациях, т.е. обеспечение пассивной безопасности движения.

Двигаясь в середине или хвосте колонны и наслаждаясь видами красот, мы порой не догадываемся о том, что происходит впереди и, за пустыми разговорами, можем пропустить важную информацию – объезд, встречное движение на узкой дороге и прочее. Головная машина колонны, как правило, информирует обо всех наблюдениях – камень на дороге, глубокая колея, встречка, удобный объезд, сворот на второстепенную дорогу. Замыкающая машина должна информировать о том, что все повернули на проселочную дорогу, о въезде всей колонны на спецучасток и о выходе всех автомобилей со спецучастка.

Старайтесь не загружать эфир пустыми разговорами. При съезде с асфальта и выходе на спецучасток не занимайте эфир болтовней. От оперативно переданной и полученной информации зависит безопасность всех участников экспедиции.

Не загружайте эфир.

III. Что самое главное в рации?

Главное в рациях это дальность связи и надежность.

От надежности радиостанции зависит Ваш комфорт в поездке – можно не выходя из машины проводить мини-совещания, делиться увиденным, сообщать о коротких остановках, чтобы не задерживать колонну.

И, что очень важно, от надежности радиостанции зависит безопасность всех участников путешествия – оперативные предупреждения о крутых склонах, возможных вариантах объезда, встречном движении на узкой дороге способны предотвратить беду.

Важно, чтобы рация не подвела.

При выборе радиостанции обращайте внимание на спецификацию производителя. Например, надежные автомобильные рации соответствуют стандартам MIL-STD-810, некоторые радиостанции соответствуют классу пылевлагозащиты IP54 и выше. Производители это указывают.

В настоящее время на рынке очень много радиостанций китайского производства и, к сожалению, не всегда хорошего качества. Хотите надежную рацию - отдавайте предпочтение известным, проверенным брендам.

Коротко о дальности (радиусе) связи.

Дальность связи - это величина максимального расстояния, на котором возможно осуществление радиосвязи.

Дальность связи зависит от следующих параметров:

- внешние природные факторы: солнечная активность (состояние ионизации атмосферы), метеорологическая обстановка и время суток;

- рельеф местности;

- диапазон частот радиостанции;

- выходная мощность передатчика;

- чувствительность приемника;

- коэффициент усиления антенны;

- правильность установки антенны.

На внешние факторы, ограничивающие расстояние радиосвязи мы повлиять не можем, зато мы можем выбрать оборудование с техническими характеристиками, которые бы максимально соответствовали нашим требованиям.

Сейчас попробуем во всем этом разобраться.

IV. Используемые частоты радиостанций в автомобильных путешествиях. Плюсы и минусы разных диапазонов.

В разных городах внедорожные клубы используют радиостанции разных диапазонов.

Например, джиперы Красноярска, Кызыла, Абакана, Минусинска, Владивостока, Иркутска, Новосибирска часто используют диапазон 144 МГц. Кемерово, Новосибирск, Барнаул, Томск – 27 МГц, реже 144 МГц, есть и 430 МГц. Москва и область, в основном – 27 и 430 МГц.

В Красноярске используются следующие частоты:

- 144.750 МГц – ЕнОД Енисейская Одиссея;

- 144.825 МГц – Основная джиперская частота Красноярска;

- 144.950 МГц – Клуб Полироффка;

- 145.300 МГц – Клуб УАЗ-Патриот;

- 145.325 МГц – Клуб УАЗ-Патриот запасной канал / Клуб ЯТрактор;

- 145.725/145.125 МГц – Радиолюбительский репитер включенный в Единую Сибирскую Радиолюбительскую УКВ сеть;

- 159.825/158.125 – Городской Автоканал (частоты предоставлены компанией «Геотелеком» ), соединен с 40-ым каналом гражданского диапазона 27.405 МГц.

В Кызыле:

- 145.275 МГц – Клуб Адыг;

- 145.325 МГц – Клуб Адыг резервный канал.

В Иркутске:

- 145.400 МГц – Клуб Протектор.

В Томске:

- 145.300 МГц – Клуб УАЗ-Патриот.

В Интернете информация разрозненная и противоречивая, но ясно одно - единого стандарта у джиперской братии нет. Будем рады, если сообщите, какие диапазоны для связи приняты в Вашем регионе, желательно с конкретными частотами. В путешествиях по России и ближайшему зарубежью такая информация могла бы всем нам быть полезной.

Плюсы и минусы разных диапазонов.

Если провести теоретический совокупный расчет с учетом кривизны земной поверхности рельефа местности и естественных преград, то максимально возможный радиус радиосвязи на 27 МГц будет больше чем на диапазонах 144 МГц или 430 МГц. Связано это с физикой распространения радиоволн. 27 МГц - длина волны 11 метров и данная частота способна обогнуть неровности рельефа диаметром 5-6 метров (1/2 длины волны диапазона). Частично, за счет рефракции, немного расширяется зона Френеля. Зона Френеля - это прямая видимость, которая рассчитывается по формуле D=4,11((Н)1/2 +(h)1/2), где D - максимальная дальность прямой видимости (км), Н и h - высота подъёма приёмной и передающей антенн (м). Теоретически максимально возможная дальность на Си-Би диапазоне может достигать 80 км. На практике же, большой уровень атмосферных и индустриальных помех от линий электропередач, от систем электрооборудования автомобиля оказывает негативное влияние на дальность связи на этом диапазоне. Добавим сюда низкую эффективность автомобильных антенн на этот диапазон (об этом поговорим ниже) и получится, что на практике 27 МГц серьезно уступает диапазонам 144 МГц и 430 МГц.

Стоит добавить, что 27 МГц это граница УКВ и КВ диапазонов с их определенными свойствами. В данном случае, одно из неприятных свойств КВ диапазона (частоты до 30 МГц) - это способность к много скачковому прохождению с отражением сигнала от слоев ионосферы. Часто, особенно в годы максимума солнечной активности, концентрация ионов в слоях ионосферы придает им отражающую способность и в такие моменты сильно затрудняются связи тропосферного прохождения прямой волной - сигналы местных корреспондентов тонут в шумах и тресках от дальних станций.

Рассмотрим плюсы и минусы использования радиостанций разных диапазонов.

27 МГц, или диапазон гражданской радиосвязи или Си-Би диапазон.

Плюсы:

- низкая стоимость оборудования, например, цена недорогого хорошего комплекта, обойдется не дороже 5800-00 рублей;

- возможность общения с дальнобойщиками на трассе (15АМ канал, частота 27.135 МГц);

- радиостанции на диапазон 27 МГц не требуют регистрации.

Минусы:

- небольшой радиус действия – максимально до 15 км, в среднем - на открытых пространствах 7 км, в лесу 3-5 км;

- низкое качество связи - диапазон 27 МГц сильно подвержен атмосферным и индустриальным помехам;

- радиостанции на 27 МГц чувствительны к помехам от различного электрооборудования автомобиля. Большие помехи создают блоки розжига ксенона, импульсные блоки питания регистраторов, навигаторов, преобразователи (инверторы) напряжения;

- антенны на 27 МГц в основании имеют согласующую катушку, которую в лесу легко повредить даже небольшой веткой;

- производители на этот диапазон не предлагают надежных носимых радиостанций, которые бы можно было рекомендовать для связи «пилот-штурман».

Диапазон 144 МГц.

Плюсы:

- из всех диапазонов самый большой радиус действия между автомобилями возможен именно на 144 МГц - в условиях леса до 25 км, на открытой местности до 50 км;

- возможность использования коротких антенн длиной около 50 см с пружинным основанием. Благодаря небольшому размеру и прочной, простой, конструкции такие антенны способны выдерживать даже сильные удары ветками;

- хорошее качество связи. Диапазон 144 МГц не подвержен атмосферным и индустриальным помехам, оборудование автомобиля практически не оказывает никаких помех на работу радиостанции;

- на 144 МГц есть автомобильные радиостанции с защитой от воздействия внешней среды соответствующие стандарту IP54. Большинство радиостанций на этот диапазон соответствуют военному стандарту MIL-STD-810 и способны выдержать серьезные вибрационные нагрузки. Радиостанции на 144 МГц, как правило, более надежны по сравнению с радиостанциями на 27 МГц;

- на диапазон 144 МГц предлагается большое количество переносных радиостанций, которые можно использовать для связи «пилот-штурман», для возможных пеших разведок объездов и для связи с базовым лагерем, в пеших походах во время поездок.

Минусы:

- стоимость радиостанции с антенной выше, чем на диапазон 27 МГц – цена хорошего комплекта рации с антенной начинается от 14 тысяч рублей;

- необходимость в регистрации радиостанции, для чего необходимо получить радиолюбительский позывной.

Диапазон 430 МГц.

Плюсы:

- большой радиус действия, который лишь немного уступает диапазону 144 МГц - в условиях леса до 20 км, на открытой местности до 50 км;

- возможность использования коротких антенн, способных выдержать даже сильные удары ветками;

- хорошее качество связи - диапазон 430 МГц не подвержен атмосферным или индустриальным помехам, оборудование автомобиля не оказывает никаких помех на работу радиостанции;

- на 430 МГц есть автомобильные радиостанции с защитой от воздействия внешней среды соответствующие стандарту IP54. Большинство радиостанций на этот диапазон соответствуют военному стандарту MIL-STD-810 и способны выдержать серьезные вибрационные нагрузки. Радиостанции на 430 МГц, как правило, более надежны по сравнению с радиостанциями на 27 МГц;

- на диапазон 430 МГц предлагается большое количество переносных радиостанций, которые можно использовать для связи «пилот-штурман», для возможных пеших разведок объездов и для связи с базовым лагерем, в пеших походах во время поездок.

Минусы:

- стоимость радиостанции с антенной выше, чем на диапазон 27 МГц – цена хорошего комплекта рации с антенной начинается от 14 тысяч рублей;

- необходимость в регистрации радиостанции, для чего необходимо получить радиолюбительский позывной.

По дальности, качеству связи и надежности оборудования первое место занимает диапазон 144 МГц. По дальности связи в условиях леса ему уступает диапазон 430 МГц. И самый не удачный выбор для автомобильных путешествий, это диапазон 27 МГц. Реальная дальность связи между двумя машинами с рациями на 27 МГц и двухметровыми антеннами в тех же условиях будет примерно в три раза меньше, чем между машинами, оснащенными рациями на диапазоны 144 или 430 МГц с короткими антеннами. На небольших расстояниях так же качество связи на 144 МГц или 430 МГц будет значительно выше, так как на этих частотах практически нет помех.

На различных внедорожных форумах, встречаются обсуждения в защиту 27 МГц. При этом, дальность связи и надежность – т.е. основные, самые важные, характеристики радиостанций, в таких обсуждениях, к сожалению, не учитываются. Обычно приводятся следующие “аргументы”:

- У всех так и поэтому никто не будет переходить на другие рации.

Это не совсем верно, достаточно посмотреть на оборудование связи большинства крупных экспедиций, что бы понять, что это не так. В серьезных автомобильных путешествиях, бывают случаи, когда расстояний даже на рациях 144 МГц или 430 МГц не достаточно.

- Рации 27 МГц не требуют регистрации.

По закону оборудование на 144 МГц и 430 МГц необходимо регистрировать, но, сперва, нужно получить радиолюбительский позывной. Процедура получения подробно описана в статье Радиолюбительские позывные . Важный момент - разрешение выдается на право эксплуатации и по закону купить рацию можно, установить в автомобиль можно, но пользоваться нельзя. Если нет разрешения, то на момент остановки сотрудниками радиостанция должна быть выключена, в этом случае вопросов быть не должно. В Красноярске последний случай административного воздействия за использование радиостанции без разрешения был лет десять назад. Впрочем, это не значит, что и дальше всё будет хорошо. Как обстоят дела с лояльностью к джиперам в других регионах я не знаю, поэтому очень рекомендую разрешение получить, тем более, что сложностей в этом никаких нет. Регистрация рации это не прохождение тех. регламента, это действительно просто.

- Низкая цена оборудования.

Надеемся, что этот аргумент приводится в виде шутки. Почти любая внедорожная поездка предполагает наличие установленной на машине хотя бы одной лебедки, наличия удлинителей, корозащитки, полиспаста, хайджека, GPS навигатора, и, как правило, на этом мы не экономим – цена на это оборудование не является главным критерием выбора. К покупке радиостанции следует подходить точно так же - главное это качество и надежность.

V. Влияние мощности на дальность связи.

Дальность радиосвязи величина не постоянная и зависит от рельефа местности и природных факторов. Радиосвязь на 27 МГц зависит от состояния ионизации, погоды и времени суток, намного сильнее, чем радиосвязь на 144 МГц, а диапазон 430 МГц подвержен природным условиям очень мало. Чем выше частота, тем меньше влияние природных факторов. Помимо внешних условий на дальность связи влияют такие технические параметры радиостанции, как мощность передатчика и чувствительность приемника.

Зависимость дальности связи от мощности передатчика пропорциональна четвёртой степени. Это означает, что для увеличения дальности связи в два раза мощность передатчика необходимо увеличить в четыре раза. Для увеличения дальности в четыре раза - мощность потребуется увеличить в шестнадцать раз и так далее.

На практике эта зависимость справедлива лишь при условиях чистого эфира. При наличии индустриальных или атмосферных помех выигрыш по дальности от увеличения мощности будет более серьёзным. На диапазонах 144 МГц и 430 МГц помех очень мало и зависимость дальности радиосвязи от мощности излучения будет меньше. На 27 МГц разница в дальности связи от мощности передатчика более заметна.

На 27 МГц большинство раций имеют выходную мощность 8 Вт или 18 Вт (обычно более мощные радиостанции имеют в названии приставку “Turbo”). Разница в расстоянии между 8 и 18 Вт будет особенно заметна в условиях горной местности и в условиях плотной городской застройки. На открытых пространствах при отсутствии помех разницы в дальности связи не будет. А вот с Optim-778 - это радиостанция с максимальной мощностью в амплитудной модуляции (AM) 25 Вт и 50 Вт в частотной модуляции (FM) разница в качестве и дальности связи, по сравнению с 8-ми ваттными радиостанциями будет заметна и на открытых равнинных пространствах.

На 144 МГц и 430 МГц радиостанции производятся с выходной мощностью передатчика 25 или 50 (45) Вт. На диапазоне 144 МГц на предельных расстояниях при мощности передатчика 50 Вт можно рассчитывать на увеличение дальности, по сравнению с 25 ваттными радиостанциями, на 25%. На 430 МГц дальность связи в большей степени зависит от рельефа местности и выходная мощность радиостанции на дальность практически не влияет.

VI. Чувствительность радиостанции.

Чувствительность приемника радиостанции - это один из самых главных параметров. Чувствительность измеряется в микровольтах. У хороших радиостанций чувствительность составляет десятые доли микровольта. Чем эта цифра ниже, тем лучше. У разных производителей методы определения и сравнения чувствительности могут отличаться. Важно обращать внимание на значение соотношения сигнал/шум, при котором производитель указывает результаты замера чувствительности. Некоторые производители указывают значение чувствительности при крайне низком соотношении сигнал/шум, когда сигнал уже теряется за шумами. Для нормальной работы должно быть измерение при соотношении С/Ш не менее 10дБ, часто измеряют чувствительность при соотношении С/Ш 12дБ. К сожалению, не редки случаи, когда производители в спецификациях указывают не совсем корректную или объективную информацию. Связано это с тем, что существует несколько стандартов измерения этого параметра. Если у Вас есть сомнения в информации представленной производителем за консультацией можете обратиться в нашу лабораторию.

Главное, что нужно понимать – чем лучше чувствительность радиостанции, тем потенциально она может работать на большее расстояние. Например, радиостанция с чувствительностью 0,12мкВ при прочих равных условиях «слышит» примерно в 2 раза лучше, чем радиостанция с чувствительностью 0,5мкВ.

VII. Про антенны.

Теперь мы знаем, как дальность связи зависит от мощности и чувствительности радиостанции. Но! в гораздо большей степени дальность зависит от правильного выбора, установки и настройки антенны. Поэтому, при покупке антенны, очень важно сделать правильный выбор, также важны правильная установка антенны и её настройка.

Главные антенные лайфхаки:

1. Чем длиннее штырь антенны, тем лучше.

2. Чем выше на машине установлена антенна, тем лучше. Для максимально качественной работы антенна должна устанавливаться на крышу автомобиля. Чем выше будет поднята антенна, тем больше дальность действия рации. Высота расположения антенны прямо пропорциональна возможной дальности связи.

3. В непосредственной близости рядом с основанием, катушкой и самой антенной не должно быть никаких металлических предметов.

4. Кузов автомобиля является второй частью антенны и служит противовесом. Оплетка коаксиального кабеля в месте основания антенны должна иметь надежный электрический контакт с кузовом автомобиля. Если антенна устанавливается на магнитном основании, то емкостная связь с кузовом осуществляется за счет фольги расположенной внизу магнита, к которой подключена оплетка антенного кабеля. Фольга не должна иметь повреждений.

5. Антенну необходимо настраивать! Только используя весь потенциал антенны можно добиться максимального качества связи.

6. Антенну можно немного наклонять. Но, при наклоне штыря более 45 градусов, угол вертикального излучения антенны будет направлен в зенит и большого расстояния радиосвязи не получится.

Одна из основных характеристик антенны - это коэффициент усиления.

Коэффициент усиления антенн измеряется в децибелах. Точкой отсчета усиления антенны принято считать либо изотропный излучатель – это теоретическая антенна, обладающая КПД 100% и равнонаправленным усилением, либо точкой отсчета считают полуволновый диполь с плечами равными 1/4 длине волны. В случае, если после цифр усиления производитель указывает буквы dBi, значит, точкой отсчета считается изотропный излучатель. Если после цифр усиления стоят буквы dBd, значит, за точку отсчета принят полуволновый диполь. Относительно изотропного излучателя полуволновый диполь имеет усиление 2,15 dBi. В большинстве случаев производители указывают усиление относительно изотропного излучателя.

Немного теории. Длина волны - это расстояние между двумя ближайшими друг к другу точками в пространстве, в которых колебания происходят в одинаковой фазе. Зная, что скорость движения электромагнитных волн равна скорости света, можно легко определить это расстояние по формуле λ=300:f, где f частота в МГц.

Длина волны частоты 144 МГц равна 2 метра и антенна с физической длиной штыря 50 см (1/4 λ) будет иметь усиление 2,15 dBi. Антенна на 144 МГц, с длиной штыря 1,2 метра (5/8 λ) имеет усиление 3,2 dBi.

На 430 МГц - длина волны 70 см, антенна длиной всего 17,5 см (1/4 λ) будет иметь усиление 2,15 dBi. Хорошие антенны на этот диапазон, например Anli AW-6UHF, с длиной штыря 75 см имеют усиление около 5 dBi.

27 МГц это длина волны 11 метров. Антенна с усилением 2,15 dBi, равная 1/4 длины волны должна быть высотой 2,75 метра. Поэтому, какую точку отсчета берут производители антенн гражданского диапазона, указывая положительный коэффициент усиления на свои антенны, неизвестно. Любая антенна размера меньше 1/4 λ, в любом случае, будет иметь отрицательный коэффициент усиления.

Что важно понимать? Так как децибел - это относительная логарифмическая величина, точно такая же, как кратность или проценты, и предназначена для измерения соотношения уровней двух величин, то выигрыш даже в один децибел это уже очень хорошо. Например, 3 dB равно увеличению мощности радиостанции в два раза, а 5 dB равняется увеличению мощности в три раза.

И если уж совсем просто, то чем больше физические размеры антенны (длина штыря), тем выше усиление и соответственно больше радиус возможной радиосвязи.

Направленность антенны.

Направленность антенны это показатель, характеризующий зависимость коэффициента усиления антенны от направления. Любая автомобильная антенна состоит из двух частей: собственно сама антенна, которая является излучателем и вторая часть, это автомобиль, который является противовесом. Противовес, то есть автомобиль, на котором установлена антенна, формирует диаграмму направленности. Автомобильная антенна лучше всего работает в сторону большего количества металла - если антенна установлена в задней части автомобиля, то максимальное излучение приходится вперед, если же антенна установлена в передней части, то лепесток диаграммы будет вытянут назад. Разница в усилении в горизонтальной плоскости может достигать 3 dB. И ещё – чем больше под антенной металла, тем излучение антенны в вертикальной плоскости более прижато к горизонту, что положительно влияет на дальность связи, поэтому антенна, установленная по центру крыши, будет работать лучше, чем антенна, установленная на краю. На практике, эти нюансы особо не проявляются, так как окружающие предметы, в виде домов, деревьев и прочих препятствий приводят к переотражению сигнала. Но, если хотите выжать от связи всё, то знать и использовать эти знания на практике полезно. Например, если вы принимаете корреспондента в шумах, попробуйте развернуть к нему автомобиль так, чтобы в его направление приходился максимум усиления антенны.

Установка антенны.

Самая правильная установка антенны на автомобиль это врезка антенны в крышу.

При врезной установке кабель и основание антенны будут служить вечно, и нет необходимости думать, как заводить кабель в машину. Для врезной установки лучше использовать антенны имеющие унифицированный разъем стандарта PL (SO-239). Такие антенны ставятся на врезные крепления, например, прекрасно подойдет крепление Optim DV-920, или аналогичные со стандартным разъемом U-221F. Для установки разъема разбираем обшивку крыши. В качестве усилителя привариваем или фиксируем на заклепки к поперечным усилителям крыши лист железа. Сверлим отверстие Ø16 мм в листе и крыше. И устанавливаем разъем, который желательно посадить на герметик. В случаях, когда на крыше установлен экспедиционный багажник, антенну следует устанавливать на багажник. Разъем в этом случае используется как переходник для подключения кабеля к антенне, установленной на багажнике.

Так же существует множество вариантов по установке антенн на различные крепления – антенные кронштейны. Популярные крепления для установки антенн на внедорожники - крепление на водосток TS-07 Optim, крепление на заднюю дверь RB-60, крепление на рейлинг TS-03 Optim и крепление на круглые дуги экспедиционного багажника Optim TS-50. Хотя, на багажник лучше всего - проще и надежнее, в углу верхней корзины приварить горизонтальную площадку. При установке антенны не забывайте в точке установки антенны, непосредственно на разъеме, обеспечить надежный электрический контакт с кузовом автомобиля. При установке антенны на багажник или рейлинг необходимо, чтобы все точки крепления багажника или рейлинга имели надежный контакт с кузовом автомобиля. Если антенна не имеет контакта с кузовом, то прокидывать от неё провод до массы в большинстве случаев не имеет смысла. Такой провод будет являться некой LC цепочкой и непредсказуемо повлияет на работу антенны. В редких случаях это помогает, но провод должен быть максимально короткий и максимально толстый.

И, пожалуй, самое плохое, что можно придумать в антеннах для радиосвязи, а для установки в джип это "самое плохое" умножаем на 100, это магнит. В лесу любой, даже незначительный удар веткой по антенне приведет к тому, что антенна слетит с крыши и велика возможность оторвать кабель от магнита или повредить саму антенну.

Настройка антенны.

Для получения максимально большого расстояния радиосвязи антенны необходимо настраивать. Это очень важно.

Наверняка все слышали про настройку антенны по минимуму КСВ - коэффициента стоячей волны. Пусть простят нас коллеги, но что бы ни выходить за рамки статьи сформулируем понятие КСВ как соотношение мощности, которая идёт по кабелю до антенны и мощности, которая возвращается в кабель, отражаясь от антенны в связи с тем, что сопротивление антенны не равно сопротивлению кабеля. Идеальное КСВ равно 1, при КСВ 1,5 теряется 4 % мощности, при КСВ 2 теряется 10%. КСВ меньше 2 можно считать приемлемым. КСВ около 3 недопустимо, так как при таких значениях радиостанция уменьшает мощность передатчика и хорошей дальности связи не будет, а в некоторых случаях высокий КСВ может повлечь выход радиостанции из строя.

Если антенна исправна и правильно установлена, то, в большинстве случаев, можно настроить антенну с помощью КСВ-метра. Но, есть и ещё один важный параметр, про который многие забывают это реактивное сопротивление. Антенна наилучшим образом излучает или принимает электромагнитные колебания, когда частота возбуждающего колебания совпадает с резонансной частотой антенны. На резонансной частоте реактивное сопротивление антенны будет минимальным. Минимум КСВ не всегда совпадает с минимумом реактивного сопротивления. КСВ-метры показывают только значение коэффициента стоячей волны, поэтому, для тщательной настройки антенны лучше пользоваться антенными анализаторами. Например, хорошо зарекомендовали себя анализаторы компании RigExpert. Для домашнего хозяйства это, конечно, дорого, но, если приобрести такой прибор на клуб, возможно и оправдано. А можно настроить антенну у нас, в Геотелеком, для джиперов настройка бесплатна.

VIII. Установка рации.

Согласно статистики, правильно установленные радиостанции гораздо реже попадают в ремонт.

Рекомендаций по установке раций совсем немного:

- питание радиостанции должно быть напрямую от аккумулятора, на плюсовом проводе необходимо предусмотреть наличие предохранителя не дальше 15 см от аккумулятора;

- рация должна быть установлена так чтобы ей было удобно пользоваться;

- шнур тангенты не должен быть натянут;

- обязательно, в удобном месте, установить крепление (держатель) тангенты;

- рация не должна перегораживать потоки воздуха с воздуховодов и не должна находиться под прямыми солнечными лучами;

- если планируется преодоление больших бродов, то имеет смысл установить радиостанцию в потолочной консоли.

Кажется, это всё, что надо учитывать при установке радиостанции в автомобиль.

IX. Какие рации и антенны рассматривать при покупке?

Теперь мы знаем, что для связи в лесу и внутри колонны предпочтительнее автомобильные радиостанции на 144 или 430 МГц, тогда как же обмениваться полезной информацией с дальнобойщиками, которые используют рации Си-Би диапазона 27 МГц?

Ответ прост - экспедиционный автомобиль должен иметь две радиостанции – одну на 144 или 430 МГц, для связи внутри колонны и вторую - на 27 МГц для связи с дальнобойщиками.

На 27 МГц можно рекомендовать следующие радиостанции:

Optim Apollo – когда совсем нет места для установки радиостанции - для внедорожника это довольно редкий случай, но так бывает. Всё управление радиостанции и дисплей находятся на тангенте;

Optim Pilgrim – простая, недорогая и удобная радиостанция - можно переключать два канала нажатием одной кнопки, нет ничего лишнего;

Optim Truck – прекрасный вариант для установки в стандартное место под магнитофон, размера 1DIN;

Optim 778 – мощная, самая лучшая радиостанция на 27 МГц;

Megajet MJ-350, Megajet MJ-450, Megajet MJ-650 – надежные радиостанции обновленной линейки Megajet с регулировкой усиления приемника. Отличия в радиостанциях не очень большие. Функционально MJ-350 более простая модель, из неудобств - нет подсветки кнопок управления. У MJ-450 – кнопки управления с подсветкой, есть индикатор уровня принимаемого сигнала и три канала памяти. MJ-650 функционально более насыщенная радиостанция – на экране может показывать не только номер канала, но и частоту, имеет 4 канала памяти. Технические характеристики радиостанций одинаковые. Так же существуют варианты этих радиостанций с увеличенной мощностью MJ-350 Turbo, MJ-450 Turbo и MJ-650 Turbo.

Антенны на 27 МГц для обеспечения хорошей связи следует рассматривать с высотой штыря от полутора метров и выше. Выбор антенн очень большой. Обратите внимание на Optim CB-9 Plus - это классика, Optim Phobos - у неё более мощное основание и, вероятно, меньше шансов сломать, Optim Sirius 3000 – у этой антенны механизм в основании антенны при фронтальном ударе сложит антенну и шансы сломать такую антенну в лесу ещё меньше. Максимального радиуса действия можно добиться, используя антенны с длиной штыря 2 метра. Если планируете установку антенны не на крышу, а, скажем, на силовой бампер или на калитку запасного колеса, то тоже следует рассматривать антенны с высотой штыря два метра – это хоть как то компенсирует «кривую» установку. Хорошие двухметровые антенны - Optim CB-2001 и Optim UNION CB Star. Конструктивно более правильно сделана Union CB Star.

Некоторые рекомендации с кратким описанием отличий моделей радиостанций и антенн Си- Би диапазона Вы так же можете узнать из статьи Автомобильная рация и антенна для дальнобойщиков.

На 144 МГц лучшим выбором радиостанции будет FT-2900, FT-1900 или Racio R2000 VHF. Это радиостанции радиолюбительского назначения с возможностью ручного ввода частоты в диапазоне 136-174 МГц.

Если предполагаете на автомобиле участвовать в соревнованиях или готовите для критически жестких условий эксплуатации, следует рассмотреть радиостанции профессионального назначения - Icom IC-F5013H, Vertex Standard VX-2100 D0-50, Motorola DM1400, Hytera TM-610 VHF. Профессиональные радиостанции работают только в канальном режиме – нужные частоты каналов заранее программируются с компьютера, ручной ввод/изменение частот невозможен.

Антенны на 144 МГц. Самый распространенный вариант в виду их надежности - это Vector AM-150 и Айрис PLQ2M с высотой штыря около 50 см и их различные аналоги с электрической длиной 1/4 λ, поэтому такие антенны часто называют «четвертушка». Есть антенны с длиной штыря 120 см, с электрической длиной 5/8 λ, их так и называют «пять восьмых». Это такие антенны, как Optim VHF-1, Racio MR101V VHF, Anli AW-6VHF и их аналоги. Работают эти антенны лучше коротких, но и сломать их легко - в их основании, так же как и в антеннах на 27 МГц, находится механически слабая часть - согласующая катушка. Немного надежнее SIRIO SMA 47/135 S - это антенна 5/8 λ, с согласующей катушкой, но катушка выполнена в виде пружины.

На 430 МГц хорошая радиостанция с возможностью ручного ввода частоты Racio R2000 UHF. Это радиостанция радиолюбительского назначения с возможностью ручного ввода частоты в диапазоне 400-470 МГц.

Для жестких условий эксплуатации, лучше остановить свой выбор на профессиональных радиостанциях UHF диапазона - Icom IC-F6013H, Vertex Standard VX-2100 G6-45, Motorola DM1400, Hytera TM-610 UHF.

Распространенные антенны на диапазон 430 МГц – Anli AW-6 UHF, Racio MR101U UHF, Optim VHF/UHF-1.

X. Заключительная часть. Связи много не бывает.

Если считаете, что две радиостанции в машине это много, то приведу пример. В моём автомобиле установлены радиостанция Motorola DM3600 и всеволновый трансивер Yaesu FT-857. Motorola DM3600 используется для связи с джиперами и для связи в сети DMR (ссылка), Yaesu FT-857 для связи с дальнобойщиками и связи с радиолюбителями. Неважно как далеко находишься от дома, через радиолюбителей всегда можно передать любую информацию родным и близким. Так же Yaesu FT-857 подключен к компьютеру, что позволяет принимать свежие погодные карты, космоснимки, обмениваться электронными письмами и небольшими файлами и фотографиями. Компьютер подключенный к FT-857 включен Wi-Fi клиентом, таким образом можно управлять трансивером и находится на связи находясь на небольшом удалении от автомобиля. Ещё в машине есть широкополосный SDR приемник, с помощью которого можно быстро просканировать все частотные диапазоны, узнать, кто на какой частоте работает и при необходимости выйти на связь. Пример, как работает SDR - http://24dx.ru/sdr/all .

Но, если, где Макар телят не гонял, у вас даже в планах нет быть, то баловство всё это.

Резюмируя все вышесказанное, советуем очень тщательно выбирать оборудование для автопутешествий. Мы вам в этом поможем!

Единожды съездив во внедорожное путешествие, насладившись девственной красотой природы, вкусив дух романтики и авантюризма Вы уже не будете прежним.

Подготавливая материал для статьи, в архиве нашлось немного фотографий с красотами из наших автомобильных путешествий, которыми мы бы хотели с вами поделиться - 

Приятного Вам просмотра!

Подписывайтесь на нашу группу в ВК - https://vk.com/racii24ru, будет много интересного.

Доброго Вам пути!


Поделитесь статьей с друзьями:


Комментарии:


Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарий:

 
Защита от автоматических сообщений
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Прокрутить вверх